Классификация трансмиссионных масел аналогична моторным. Типы масел делят по вязкости и показателям эксплуатационных свойств. В основном применяются две международных классификации для трансмиссионных масел — SAE и API. SAE делит масла по вязкости, а API — по области применения.
Всего существует 7 типов масла по SAE — 6 зимних и 5 летних:
Если масло всесезонное, оно обозначается обеими маркировками через дефис. Например, SAE 10w-40. Для SAE, в отличие от ГОСТа, характерно два максимальных значения динамической, а не кинематической, вязкости, а также нижний предел кинематической вязкости при температуре 100°С. Летние же марки характеризуются пределом кинематической вязкости при 100°С и минимальным значением высокотемпературной динамической вязкости при 150°С.
Для показателя SAE чем меньше цифра перед буквой «w», тем меньше вязкость масла в холодную погоду. Это означает, что запустить двигатель будет легче. После же дефиса число означает насколько надежно будет смазываться трансмиссия (или двигатель) в жаркую погоду. Чем больше число — тем лучше.
Также существует классификация по области применения — классификация API. Всего API подразумевает 6 групп масел, каждый для своей области применения — в зависимости от типа зубчатой передачи, величины удельной нагрузки и рабочей температуры.
Если говорить о легковых автомобилях, то в них используются трансмиссионные масла только двух групп — GL-4 и GL-5. Остальные 4 вида масел по классификации API используются в технике специального назначения.
Группа по API | Группа по ГОСТ | Свойства и область применения |
GL-1 | TM-1 |
Минеральное масло для применения в коробках передач с ручным управлением и низким удельным давлением и скоростью скольжения. Используется в червячных, цилиндрических и спирально-конических передачах. Как правило, не содержит дополнительных присадок. |
GL-2 | TM-2 |
Аналогичномаслу GL-1, но имеет большую антифрикционную устойчивость, иногда за счет дополнительных антифрикционных компонентов. |
GL-3 | TM-3 | Масло с высоким содержанием различных присадок. Применяется в ступенчатых коробках передач и рулевых механизмах. Часто применяется в трансмиссиях грузовых машин, автобусах и т.п. Обладает лучшими противоизносными характеристиками, нежели GL-2. |
GL-4 | TM-4 | Высокоэффективное масло с высокоэффективными противозадирными присадками. Аналогично маслу GL-3, за тем исключением, что данный вид массово используется в автомобилях легкового класса. |
GL-5 | TM-5 | Масла этого класса применяются в передачах с гипоидными коническими зубатыми колесами и коническими колесами с круговыми зубьями для главной передачи в автомобилях. Передачи рассчитаны на работу в условиях высоких скоростей и малого крутящего момента. Содержит большое количество серофосфоросодержащей противозадирной присадки. |
GL-6 | TM-6 | Аналогично GL-5, масло GL-6 используется в тех же типах передач, но содержит еще большее количество противозадирной присадки. |
В сегодняшних реалиях автомобильного рынка, трансмиссионное масло GL-6 практически вышло из оборота. Его полностью заменило собой масло для трансмиссий GL-5.