Смазка или смазочный материал — довольно широкое определение, куда входит любой состав, который призван снижать трение физических объектов друг об друга. В промышленности и автомобильной сфере, судоходстве и железнодорожной отрасли смазочные материалы — это различные пластинчатые составы на основе синтетических или минеральных масел. Эти масла проходят процесс загущения, превращаясь по составу в гель или пасту. В состав добавляются различные присадки, например молибден или литиевое мыло, для придания смазкам дополнительных свойств. Именно набор присадок в основном определяет многообразие смазочных материалов.
Консистенция смазочных материалов варьируется от почти жидких до практически полностью твердых. Полужидкие или же пластичные смазки — это смеси с частицами различных добавок, которые не однородны основной массе состава. Такие смазки обычно находят применение в скользящих механизмах, или механизмах качения. К ним относятся несколько видов шарниров, цепные и зубчатые передачи в авто т. п.
В твердых смазках загустителем может молибден дисульфид, графит, углерод и некоторые другие составы. При производстве твердых смазок они первоначально представляют собой суспензию, но затвердевают по мере испарения растворителя.
Часто смазочные материалы классифицируют по составу. Всего по составу смазки можно разделить на четыре группы:
Для конечного потребителя куда более остальных классификаций смазок важно в какой области и для каких задач можно применять каждую конкретную смазку. В «Урал-Энерго» на сегодня около 16 групп смазочных материалов, которые поделены по областям их применения. Тем не менее, по ГОСТ смазки делятся на четыре вида:
К каждой из этих четырех групп принадлежат смазки определенных подгрупп. Например, к антифрикционным смазкам относят солидолы. Это наиболее пластичные и дешевые смазки, они водостойкие и обладают хорошими антикоррозийными свойствами. Несмотря на это, их производство постоянно сокращается, так как их активно смещают многоцелевые смазки.