Часть производителей масел и смазок уходит или уже ушла из России. Однако, часть как мировых брендов, так и менее известных производителей остается в России. Высокотехнологичные масле и смазочные материалы остаются доступны в России. В этой статье, мы рассмотрим, каков рынок масел в России сегодня и чем можно заменить ушедшие бренды?
Сегодняшний рынок чем-то похож на период 90-ых. «Масло SAE» — так назывались буквально все импортные масла. На другой стороне — отечественные масла еще по советским спецификациям. Однако, сегодняшний рынок российских масел совсем другой.
Во первых, не каждый мировой бренд смазочных материалов уходит с российского рынка. Складывается впечатление, что уход тех или иных брендов больше зависит от политики государства, где расположен производитель, нежели частная инициатива руководства компаний.
Ни один производитель моторных масел или других смазочных материалов зарубежных брендов не заявлял публично об уходе с Российского рынка. Есть лишь «временный уход» или «приостановка поставок».
Приведем примеры. Производитель Total все еще участвует в нефтегазовых проектах российской стороны. При этом, компания остановила инвестирование в новые проекты. При этом производство масел Total ведется на территории России и компания не готова останавливать свои предприятия, ссылаясь на обязательства перед партнерами. Однако, некоторые позиции ушли с рынка. Например, масла с вязкостью SAE 0W-20 или качеством согласно ACEA C1 и C2. При этом компания продолжает поставлять эти масла в Россию, но по «сложным схемам». От этого наблюдается дефицит и подорожание данных масел. Эта проблема прослеживается и с другими зарубежными производителями. Любые технологичные масла, которые не производились в России, а поставлялись из-за рубежа, продолжают поступать, но в намного меньшем объеме и по новой цене.
Иногда компании действительно полностью приостанавливают свою работу в России. Например, концерн Shell заявил, что не смотря на то, что в России у него есть завод смазок в Торжке, сейчас он остановлен.
Заводы российских брендов продолжают работу. Например, «Лукойл», который производит масла и смазки на предприятиях полного цикла в Перми не испытывают проблем с санкциями. Однако, возникают проблемы с перевозками продуктов из-за дефицита контейнеров. По этой причине компания испытывает некоторые издержки со сроками поставок масел оптом.
Отдельная проблема отечественных производителей — присадки иностранного производства. Не секрет, что некоторые присадки для особых сортов моторных масел не производятся в России, либо производятся в недостаточном количестве, чтобы удовлетворить спрос на 100%.
Будущее масел иностранных брендов в России туманно. Сами производители пока не могут дать точную информацию, будут ли они продолжать работу в России и в каком объеме и формате. Тем не менее, в России, в отличие от 90-ых, когда рынок полностью зависел от иностранных смазочных материалов, есть производители продуктов отличного качества, которые не испытывают проблем, так как все производство предприятия сконцентрированы в России. Одним из таки производителей масел является Devon. Компания продолжает выпуск масел различного предназначения, отвечающие мировым стандартам.