XL 1200 + px
LG 992 + px
MD 768 + px
SM 576 + px
XS - 576 px
Официальный дилер масел и смазочных материалов ДЕВОН и REPSOL
ул. Екатерининская, д. 109-109А, этаж 5, офис 1

Трение и износ оборудования: причины, последствия и методы борьбы

Работа любого механизма, от простого подшипника до сложного двигателя, неизбежно связана с взаимодействием его движущихся частей. Это взаимодействие порождает два взаимосвязанных и зачастую негативных явления: трение и износ. Понимание их природы и последствий критически важно для обеспечения долговечности и эффективности работы техники.

Что такое трение и износ?

Трение – это сила, возникающая при контакте двух поверхностей и препятствующая их относительному движению. Оно обусловлено как микроскопическими неровностями контактирующих тел, так и силами межмолекулярного взаимодействия между ними. Трение может быть полезным (например, в тормозах или при ходьбе), но в большинстве механизмов оно является нежелательным фактором, требующим затрат энергии на его преодоление и приводящим к нагреву.

Износ – это процесс постепенного изменения размеров, формы или состояния поверхности детали в результате разрушения ее поверхностного слоя при трении. Иными словами, износ – это материальное проявление последствий трения и других механических, химических или термических воздействий с течением времени. Основными причинами интенсивного износа, помимо самого трения, являются высокие контактные нагрузки, попадание абразивных частиц (пыли, грязи, продуктов износа) в зону контакта, коррозионные процессы и недостаточное или некачественное смазывание.

К чему приводит износ оборудования?

Последствия трения и износа для оборудования могут быть весьма серьезными и многообразными. Постоянное трение вызывает нагрев деталей, что может привести к изменению их физических свойств, деформации или даже оплавлению. Износ напрямую разрушает рабочие поверхности: появляются царапины, задиры, питтинг (выкрашивание), изменяется первоначальная геометрия деталей.

Это приводит к ряду негативных эффектов:

  1. Увеличение зазоров между сопряженными деталями нарушает точность работы механизмов.
  2. Потеря герметичности (в цилиндрах, насосах), увеличение потерь на трение снижают КПД оборудования.
  3. Изменение геометрии и увеличение зазоров часто ведут к нестабильной работе и повышенному шуму.
  4. Продукты износа (металлическая стружка, частицы) попадают в смазочные материалы или рабочие жидкости, ухудшая их свойства и ускоряя износ других компонентов.
  5. Прогрессирующий износ ослабляет детали и может привести к их усталостному разрушению, вызывая аварийную остановку оборудования.

В конечном счете, неконтролируемый износ ведет к выходу оборудования из строя, необходимости дорогостоящего ремонта или полной замены узлов, а также к значительным экономическим потерям из-за простоев.

Средства предотвращения: роль смазочных материалов

Основным и наиболее эффективным методом борьбы с трением и износом является применение смазочных материалов. Их главная функция – создание тонкой, но прочной разделительной пленки между движущимися поверхностями. Эта пленка предотвращает или сводит к минимуму прямой контакт твердых тел, заменяя сухое или полусухое трение на значительно менее интенсивное жидкостное или граничное трение.

Кроме основной задачи, смазочные материалы выполняют и другие важные функции:

  • Охлаждение. Отводят тепло, образующееся в зоне трения.
  • Очистка. Смывают и удерживают во взвешенном состоянии продукты износа и другие загрязнения.
  • Защита от коррозии. Создают барьер, препятствующий контакту металлических поверхностей с агрессивными средами (влага, кислород).
  • Уплотнение. В некоторых случаях помогают герметизировать зазоры.

Существует несколько основных типов смазочных материалов:

  1. Жидкие смазки (масла). Наиболее распространенный тип (минеральные, синтетические, полусинтетические). Используются в двигателях, трансмиссиях, гидравлике, компрессорах.
  2. Пластичные (консистентные) смазки. Представляют собой смесь базового масла и загустителя. Применяются там, где жидкое масло не может удержаться – в подшипниках качения, шарнирах, открытых передачах.
  3. Твердые смазки. Порошки или пленки веществ с низким коэффициентом трения (графит, дисульфид молибдена, тефлон). Используются в экстремальных условиях (высокие/низкие температуры, вакуум) или как добавки к другим смазкам.

Выбор конкретного типа и марки смазочного материала зависит от условий эксплуатации узла: нагрузок, скоростей, температур, окружающей среды.

Смазка и жизненный цикл деталей

Качество смазывания напрямую влияет на долговечность компонентов и оборудования в целом. Использование правильно подобранной, качественной смазки позволяет механизмам работать в расчетном режиме с минимальным износом. Применение некачественных или не соответствующих условиям смазочных материалов, а тем более работа узлов трения «всухую», приводит к катастрофическому ускорению износа и многократному сокращению срока службы деталей.

Условие смазывания  Уровень трения  Интенсивность износа  Тепловыделение Ожидаемый срок службы детали
Качественная, подходящая смазка Низкий Минимальный Нормальное Длительный (соответствует ресурсу)
Некачественная / Старая / Неподходящая смазка Средний/Высокий Значительно повышенный Повышенное Существенно сокращенный
Отсутствие смазки («всухую») Очень высокий Катастрофический Критически высокое Очень короткий (аварийный отказ)