Работа любого механизма, от простого подшипника до сложного двигателя, неизбежно связана с взаимодействием его движущихся частей. Это взаимодействие порождает два взаимосвязанных и зачастую негативных явления: трение и износ. Понимание их природы и последствий критически важно для обеспечения долговечности и эффективности работы техники.
Трение – это сила, возникающая при контакте двух поверхностей и препятствующая их относительному движению. Оно обусловлено как микроскопическими неровностями контактирующих тел, так и силами межмолекулярного взаимодействия между ними. Трение может быть полезным (например, в тормозах или при ходьбе), но в большинстве механизмов оно является нежелательным фактором, требующим затрат энергии на его преодоление и приводящим к нагреву.
Износ – это процесс постепенного изменения размеров, формы или состояния поверхности детали в результате разрушения ее поверхностного слоя при трении. Иными словами, износ – это материальное проявление последствий трения и других механических, химических или термических воздействий с течением времени. Основными причинами интенсивного износа, помимо самого трения, являются высокие контактные нагрузки, попадание абразивных частиц (пыли, грязи, продуктов износа) в зону контакта, коррозионные процессы и недостаточное или некачественное смазывание.
Последствия трения и износа для оборудования могут быть весьма серьезными и многообразными. Постоянное трение вызывает нагрев деталей, что может привести к изменению их физических свойств, деформации или даже оплавлению. Износ напрямую разрушает рабочие поверхности: появляются царапины, задиры, питтинг (выкрашивание), изменяется первоначальная геометрия деталей.
Это приводит к ряду негативных эффектов:
В конечном счете, неконтролируемый износ ведет к выходу оборудования из строя, необходимости дорогостоящего ремонта или полной замены узлов, а также к значительным экономическим потерям из-за простоев.
Основным и наиболее эффективным методом борьбы с трением и износом является применение смазочных материалов. Их главная функция – создание тонкой, но прочной разделительной пленки между движущимися поверхностями. Эта пленка предотвращает или сводит к минимуму прямой контакт твердых тел, заменяя сухое или полусухое трение на значительно менее интенсивное жидкостное или граничное трение.
Кроме основной задачи, смазочные материалы выполняют и другие важные функции:
Существует несколько основных типов смазочных материалов:
Выбор конкретного типа и марки смазочного материала зависит от условий эксплуатации узла: нагрузок, скоростей, температур, окружающей среды.
Качество смазывания напрямую влияет на долговечность компонентов и оборудования в целом. Использование правильно подобранной, качественной смазки позволяет механизмам работать в расчетном режиме с минимальным износом. Применение некачественных или не соответствующих условиям смазочных материалов, а тем более работа узлов трения «всухую», приводит к катастрофическому ускорению износа и многократному сокращению срока службы деталей.
Условие смазывания | Уровень трения | Интенсивность износа | Тепловыделение | Ожидаемый срок службы детали |
Качественная, подходящая смазка | Низкий | Минимальный | Нормальное | Длительный (соответствует ресурсу) |
Некачественная / Старая / Неподходящая смазка | Средний/Высокий | Значительно повышенный | Повышенное | Существенно сокращенный |
Отсутствие смазки («всухую») | Очень высокий | Катастрофический | Критически высокое | Очень короткий (аварийный отказ) |