XL 1200 + px
LG 992 + px
MD 768 + px
SM 576 + px
XS - 576 px
Официальный дилер масел и смазочных материалов ДЕВОН и REPSOL
ул. Екатерининская, д. 109-109А, этаж 5, офис 1

Классификация трансмиссионных масел

Классификация трансмиссионных масел аналогична моторным. Типы масел делят по вязкости и показателям эксплуатационных свойств. В основном применяются две международных классификации для трансмиссионных масел — SAE и API. SAE делит масла по вязкости, а API — по области применения.

Классификация SAE для трансмиссионного масла

Всего существует 7 типов масла по SAE — 6 зимних и 5 летних:

  • летние — 20, 30, 40, 50, 60;
  • зимние — 0w, 5w, 10w, 15w, 20w, 25w.

Если масло всесезонное, оно обозначается обеими маркировками через дефис. Например, SAE 10w-40. Для SAE, в отличие от ГОСТа, характерно два максимальных значения динамической, а не кинематической, вязкости, а также нижний предел кинематической вязкости при температуре 100°С. Летние же марки характеризуются пределом кинематической вязкости при 100°С и минимальным значением высокотемпературной динамической вязкости при 150°С.

Для показателя SAE чем меньше цифра перед буквой «w», тем меньше вязкость масла в холодную погоду. Это означает, что запустить двигатель будет легче. После же дефиса число означает насколько надежно будет смазываться трансмиссия (или двигатель) в жаркую погоду. Чем больше число — тем лучше.

Классификация масел для трансмиссий по API

Также существует классификация по области применения — классификация API. Всего API подразумевает 6 групп масел, каждый для своей области применения — в зависимости от типа зубчатой передачи, величины удельной нагрузки и рабочей температуры.

Если говорить о легковых автомобилях, то в них используются трансмиссионные масла только двух групп — GL-4 и GL-5. Остальные 4 вида масел по классификации API используются в технике специального назначения.

Таблица

Группа по API Группа по ГОСТ Свойства и область применения
GL-1 TM-1

Минеральное масло для применения в коробках передач с ручным управлением и низким удельным давлением и скоростью скольжения. Используется в червячных, цилиндрических и спирально-конических передачах. Как правило, не содержит дополнительных присадок.

GL-2 TM-2

Аналогичномаслу GL-1, но имеет большую антифрикционную устойчивость, иногда за счет дополнительных антифрикционных компонентов.

GL-3 TM-3 Масло с высоким содержанием различных присадок. Применяется в ступенчатых коробках передач и рулевых механизмах. Часто применяется в трансмиссиях грузовых машин, автобусах и т.п. Обладает лучшими противоизносными характеристиками, нежели GL-2.
GL-4 TM-4 Высокоэффективное масло с высокоэффективными противозадирными присадками. Аналогично маслу GL-3, за тем исключением, что данный вид массово используется в автомобилях легкового класса.
GL-5 TM-5 Масла этого класса применяются в передачах с гипоидными коническими зубатыми колесами и коническими колесами с круговыми зубьями для главной передачи в автомобилях. Передачи рассчитаны на работу в условиях высоких скоростей и малого крутящего момента. Содержит большое количество серофосфоросодержащей противозадирной присадки.
GL-6 TM-6 Аналогично GL-5, масло GL-6 используется в тех же типах передач, но содержит еще большее количество противозадирной присадки.

В сегодняшних реалиях автомобильного рынка, трансмиссионное масло GL-6 практически вышло из оборота. Его полностью заменило собой масло для трансмиссий GL-5.