Классификация смазок

22 ноября 2017

В России более 100 наименований различных смазок. Поскольку до 1979 не существовало ГОСТа для обозначения новых видов продуктов, смазкам давали совершенно разные, неупорядоченные названия. После ввода ГОСТа 23258-78, смазкам присуждается название из одного слова и цифры.

Классификация смазок может проводиться по консистенции, составу и областям применения. Разберем смазки по этим пунктам.

Варианты классификации смазок

Консистенция смазок

Консистенция смазок может быть полужидкой, пластичной или твердой. Полужидкие и пластичные смазки представляют собой коллоидные системы, то есть смеси, в которых присутствуют пузыри, капли или иные частицы в основной массе продукта, отличающейся от этих частиц по составу или агрегатному состоянию. Чаще всего пластичные смазки применяют в механизмах скольжения или качения: шарниры, зубчатые и цепные передачи, многожильные тросы и т. д. Эффективность пластичных смазок оценивается по следующим параметрам:

  • Совместимость смазки с другими смазками при вероятности их смешивания.
  • Особенности точек трения и условия эксплуатации механизмов – температура, нагрузка, скорость механизмов и сила трения.
  • Совместимость смазки с материалами конструкции.

Твердые смазки до отвердения находятся в состоянии суспензии, где дисперсионной средой служит связующее средство и растворитель, а загустителем может выступать графит, молибден дисульфид, углерод и т.д. Отвердение смазки происходит вследствие испарения  растворителя. Твердая смазка – это золь, обладающая всеми свойствами твердых тел и отличается низким уровнем сухого трения.

Состав смазок

Еще один вариант классификации смазок – по его основе. Всего по составу смазки делятся на четыре группы:

  • Мыльные смазки – для их получения в качестве загустителя используется соль высших карбоновых кислот (мыла). В отдельную группу выделяют смазки на смешанных мылах, где в качестве загустителя выступает смесь из разных мыл: литиево-кальциевые, натриево-кальциевые и т.д.
  • Неорганические смазки – в основе этих смазок загуститель из неорганических веществ. К ним относятся силикагелевые, графитные, бентонитовые и асбестовые смазки, а также некоторые другие.
  • Органические смазки – напротив, получают с применением органического загустителя. К этим смазкам относятся пигментные, полимерные, сажевые и другие смазки.
  • Углеводородные смазки – для получения используются высокоплавкие углеводороды.

Область применения смазок

По области применения смазки делятся по ГОСТ на 4 типа:

  • Антифрикционные – задача которых в снижении износа и трения деталей.
  • Консервационные — предотвращение попадания жидкости на металлические изделия, защита от коррозии при хранении и перевозке деталей.
  • Уплотнительные – герметизирующие смазки, облегчение разборки и сборки конструкций.
  • Канатные – отдельный вид смазок для защиты стальных канатов от износа и коррозии.

К каждой из этих четырех групп принадлежат смазки определенных подгрупп. Например, к антифрикционным смазкам относят солидолы. Это наиболее пластичные и дешевые смазки, они водостойкие и обладают хорошими антикоррозийными свойствами. Несмотря на это, их производство постоянно сокращается, так как их активно смещают многоцелевые смазки.

Смазки общего назначения: виды и области применения

Рассмотрим чуть подробнее смазки общего назначения. Эти смазки, в отличие от морозостойких смазок, не выдерживают температуру более 60-70 градусов, но имеют широкие возможности для применения.

Солидолы – грубые узлы трения, ручной и автоматических инструмент, шарниры, цепные и винтовые передачи, узлы скольженияи качения (только Солидол Ж).

Графитин – тяжелые тихоходные механизмы, подвески тракторов и спецтехники на гусеничном шасси.

Смазки для повышенных температур

Эти смазки аналогичны обычным смазкам общего назначения, но способны работать при температуре до 120 градусов Цельсия.

Смазка 1-13 – узлы трения качения и скольжения, подшипники электродвигателей, ступицы колес автомашин.

Консталин – узлы трения вентиляторов литейных машин, печей, подшипников качения на ж/д транспорте и т. д.

Литин-2 – смазка для игольчатых подшипников.

Многоцелевые смазки

Многоцелевые смазки обладают универсальностью, которой не хватает смазкам общего назначения. Их можно применять в различных углах трения, рассчитанных на пластичные смазки. Они могут полностью заменить любую смазку общего назначения, и пригодны в большинстве узлов трения. Тем не менее, многоцелевые смазки не предназначены для замены морозостойких приборных и термостойких и прочих узкоспециализированных смазок.

Поиск
Спецпредложение

Смазка Devon Grease EP-0

Смазка Devon Grease EP-1

Смазка Devon Grease EP-2

Смазка Devon Grease EP-3

Смазка Devon Grease EP-2 HL